Понедельник, 18.11.2024, 11:33
Приветствую Вас Гость

ТИМОИ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Цель: Составить опорный конспект по теме "Информация и информационные процессы".

Опорный конспект по теме

«Информация и информационные процессы»

 

1.1 Информация и сигналы

 

  Информацию мы получаем в виде сигналов-изменений физических величин(давления,температуры,цвета и тд.).

Сигнал-это физический процесс, распространяющийся в пространстве и времени, параметры которого способны отображать(содержать) сообщение.

 

Информация для человека-это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

 

Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.

 

Задание 1. Сигнал называют дискретным, если

А) он может принимать конечное число конкретных значений;

Б) он непрерывно изменяется по амплитуде во времени;

В) он несет текстовую информацию;

Г) он несет какую-либо информацию;

Д) это цифровой сигнал.

 

Ответ:_____

 

Задание 2.  Сигнал называют непрерывным, если

А) он может принимать конечное число конкретных значений;

Б) он непрерывно изменяется по амплитуде во времени;

В) он несет текстовую информацию;

Г) он несет какую-либо информацию;

Д) это цифровой сигнал

 

Ответ:_____

1.2 Виды информации

 

По способу восприятия.

У человека пять органов чувств:

 

  • зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
  • слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
  • обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;
  • вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;
  • осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), наощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.

 

По форме представления.

Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.

Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др.

Комбинированная информация.

  • Рассмотрим пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии.

Музыкальная (звуковая) информация,например песня, мелодия,классическая музыка и др.

Задание 1. Как называется информация, представленная рисунками, графиками, диаграммами?

А) Звуковая

Б) Комбинированная

В) Графическая

Г) Числовая

Ответ:_____

 

Задание 2.  Информация по  способу представления подразделя­ется на:

А) обыденную, эстетическую, общественно-полити­ческую;

Б) социальную, техническую, биологическую, ге­нетическую;

В) визуальную, аудиальную, тактильную, обоняте­льную, вкусовую;

Г) научную,   производственную, техническую, управленческую;

Д) текстовую, числовую, графическую, музыкаль­ную, комбинированную.

 

Ответ:______

 

1.3 Свойства информации

 

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Достоверная информация помогает принять правильное решение.Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажения, в результате воздействия помех.

Информация полна, если её достаточно для понимая ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.

Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

 

Задание 1.  Представьте, что вы опоздали в школу, безуспешно ожидая трамвай, на котором всегда добираетесь. В школе вы узнали от одноклассников, что маршрут движения подходящих вам трамваев изменен на неделю.

Какие свойства присущи этой информации?

 

А)  Ясность;

Б)  Репрезентативность;

В)  Актуальность;

Г)  Полнота.

 

Ответ:_____


 

Задание 2. Как называют информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения?

 

А) Достоверной;

Б) Актуальной;

В) Объективной;

Г)  Полезной;

Д) Понятной.

Ответ:_____

 

1.4 Понятие информационного процесса

 

Процессы,связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

1.4.1 Сбор информации

 

Сбор информации – это целенаправленный процесс, который сводится к поиску, отбору, получению и накоплению нужной для дальнейшего использования информации.

Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем — аппаратно.

Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).

 

Задание 1. Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:

А) процесс хранения информации;

Б) процесс передачи информации;

В) процесс получения информации;

Г) процесс защиты информации;

Д) процесс обработки информации.

 

Ответ:_____

 

Задание 2. Измерение температуры представляет собой:

А) процесс хранения информации;

Б) процесс передачи информации;

В) процесс получения информации;

Г) процесс защиты информации;

Д) процесс использования информации.

 

Ответ:_____

 

1.4.2 Обработка информации

Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, необходимо своевременно обрабатывать. Например, при переходе улицы следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомашин и др.

 

Обработка информации-это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

 

Типы обработки информации:

1.     обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

2.     обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

 

Задание 1. Какой из перечисленных процессов НЕЛЬЗЯ назвать информационным процессом?

А) Взвешивании информации;

Б) Кодирование информации;

В) Хранение информации;

Г) Обработка информации.

 

Ответ:_____

 

Задание 2. Записная книжка обычно используется с целью:

А) Обработки информации

Б) Хранения информации

В) Передача информации

Г) Хранения, обработки и передачи информации

Д) Защиты информации от несанкционированного использования.

 

Ответ:_____

1.4.3 Хранение информации

 

История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, и тексты на папирусе и др.

Хранение информации всегда связано с её носителем-материальным объектом,на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

 

Сохранить информацию-значит, тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Основным носителем на протяжении нескольких столетий остаётся бумага.

В наши дни широкое распространение получили электронные носители-магнитные диски, оптические диски, флеш-карты и другие.

Информация, хранящаяся на электронных носителях может быть воспроизведена обработана с помощью компьютера.

Избежать потерь информации нам помогают записные книжки, архивы, энциклопедии, справочники и другие долговременные носители информации.

Хранилищем информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентное бюро, картинные галереи и музеи, видиотеки и фонотеки.

Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.

 

Задание 1. Что понимают под Хранением информации?

А) Распространение новой информации, получен­ной в процессе научного познания;

Б) Способ распространения информации в пространстве и време­ни;

В) Предотвращение доступа к информации лицам, не имеющим на это права;

Г)  Предотвращение непредумышленного или несан­кционированного использования, изменения ин­формации;

Д) Процесс создания распределенных компьютер­ных баз и банков данных.

Ответ:____




 

Задание 2. Примером хранения числовой информации может служить:

А) Разговор по телефону;

Б) Иллюстрация в книге;

В) Таблица значений тригонометрических функций;

Г) Текст песни;

Д) Графическое изображение объекта;

Ответ:_____

 

Задание 3. Какой носитель информации чаще всего использует человек в наше время?

А)Гибкий магнитный диск;

Б)Жёсткий магнитный диск;

В)Флеш-карта;

Г)Хранилище;

Д)Компакт-Диск

 

1.4.4 Передача информации

 

Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.

 

Процесс передачи информации происходит следующим образом:

 

Информацию можно передать от источника к приёмнику по каналу связи.

 

Задание 1.   Петя прочитал в учебнике пример и записал в тетрадь его решение (23+17):8=5 Что является здесь исходной информацией, а что результатом?

А)  23, 17, 8 и арифметические действия - 5

Б) алгоритм решения - 5

В) 5 - 23, 17, 8

Г) 23, 17, 8 и алгоритм решения - 5

 

Ответ:_____

 

Задание 2. Вы слушаете по радио. Что в этом случае является источником информации, а что приемником?

А)  Директор - слушатель

Б) радиоприемник - слушатель

В) слушатель - директор

Г) слушатель - радиоприемник

 

Ответ:_____

 

1.5 Кодирование информации

 

Код-это система условных знаков для представления информации.

 

Кодирование-это представление информации с помощью некоторого кода.

Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи и обработки, также называют кодированием.

 

Любая информация, с которой работает современная вычислительная техника, преобразуется в числа в двоичной системе счисления.

Дело в том, что физические устройства (регистры, ячейки памяти) могут находиться в двух состояниях, которым соотносят 0 или 1. Используя ряд подобных физических устройств, можно хранить в памяти компьютера почти любое число в двоичной системе счисления.

 

Любая информация (числовая, текстовая, графическая, звуковая и др.) в памяти компьютера представляется в виде чисел в двоичной системе счисления.

 

Задание 1. Сколько двоичных знаков необходимо и достаточно для того, чтобы закодировать одну школьную оценку?

 

     А)1

Б) 2

В) 3

Г) 4

 

Ответ:_____



 

Задание 2.    Сколько различных комбинаций можно построить, используя четыре двоичных разряда?

 

А) 2

Б) 4

В) 8

Г) 16

 

Ответ:­­­______

1.6 Измерение количества информации. Информационный объем

 

Количество информации  - это мера уменьшения неопределенности - это самое распространенное и разумное определение величины.

 

1 бит – такое кол-во информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.  БИТ- это наименьшая единица измерения информации

 

1байт = 8 бит

1Кб (килобайт) = 210 байт = 1024 байт = 8192 бит

1Мб (мегабайт) = 210 Кб = 1024 Кб = 8 388 608 бит

1Гб (гигабайт) = 210 Мб = 1024 Мб = 8 589 934 592 бит

 

 

Задание 1.  Выберите верное продолжение утверждения: «Наименьшей единицей измерения информации является…»

 

    А)1 бар

Б) 1 бод

В) 1 бит

Г) 1 байт

 

Ответ:_______






 

Задание 2.   Разведчик А. Белов должен передать сообщение: «Место встречи изменить нельзя. Юстас» Пеленгатор определяет место передачи, если она длится не менее 2 минут. С какой скоростью (бит/с) должен передавать радиограмму разведчик?

 

1) 1 бит/с

2) 2 бит/с

3) 3 бит/с

4) 4 бит/мин

 

Решение:


 

Ответ:______
 

1.7 Защита информации

 

Защищаемая информация-информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

 

 

 

Защита информации-деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.







 

Задание 1.  В левой части таблицы приведены возможные естественные или случайные некомпьютерные угрозы сохранности информации. Установите соответствие между этими угрозами и их «виновниками». К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Факторы, угрожающие сохранности информации

Виновники

1)  Ошибки в процессе сбора информации

А)  Стихийные бедствия или случайные факторы

2)  Пожары и последствия их тушения

Б)  Человеческий фактор

3)  Ошибки подготовки данных   

 

4)  Водопроводные протечки        

 

5)  Плесень   

 

6)  Небрежность при хранении

и учете

 

 

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1)

2)

3)

4)

5)

6)

           

 

Задание 2.  В левой части таблицы приведены возможные компьютерные угрозы сохранности информации. Установите соответствие между этими угрозами и их «виновниками». К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Факторы, угрожающие сохранности информации

Виновники

1)  Аппаратные сбои в процессе обработки

А)  Случайные компьютерные ошибки

2)  Ошибки в программах пользователя

Б)  Угрозы со стороны некомпетентных пользователей ЭВМ

3)  Ошибки ввода данных             

 

4)  Ошибки программного обеспечения

 

5)  Неграмотное обращение с вычислительной техникой и (или) программным обеспечением

 

6)  Ошибки операторов      

 

 

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1)

2)

3)

4)

5)

6)

           



 

Выполните задания.

 

 

Ответы к заданиям.

 

Информация и сигналы

Задание №1

А

Задание №2

Б

 

Виды информации

Задание №1

В

Задание №2

В

 

Свойства информации

Задание №1

А,В

Задание №2

В

 

Сбор информации

Задание №1

Д

Задание №2

В

 

Обработка информации

Задание №1

А

Задание №2

Б

 

Хранение информации

Задание №1

Б

Задание №2

В

 

Передача информации

Задание №1

Б

Задание №2

Б

 

Кодирование информации

Задание №1

В

Задание №2

Г

 

Измерение количества информации. Информационный объём.

Задание №1

В

Задание №2

 

 

Защита информации

Задание №1

БАБААБ

Задание №2

АББАББ

 
Вход на сайт
Поиск
Курс валют