Практические задания могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
1. Тема «Информация и информационные технологии». Дает учащимся основные понятия информатики «информация», «количество информации» и т. д.
2. Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» систематизирует ранее полученные знания по этой теме, а также развивает и углубляет знания и умения учащихся.
3. Темы «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации», «Кодирование текстовой и графической информации» развивает полученные ранее учащимися знания и умения, а также позволяет им получить знания и умения, не полученные ранее.
4. Тема «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео» позволяет учащимся получить необходимые знания и умения, актуальные в настоящее время.
5. Тема «Кодирование и обработка числовой информации» углубляет и конкретизирует знания и умения по данной теме.
6. Тема «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных» фактически является пропедевтической..
7. Тема «Коммуникационные технологии» расширена за счет интеграции с темой «Разработка Web-сайтов». Эта тема актуальна в настоящее время и отнесена к двум параллелям (7 и 8 классы).
8. Тема «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». Ее целесообразно изучать в первом полугодии 9 класса. В этой теме изучаются три языка: OpenOffice.org Basic в операционных системах Windows и Linux, объектно-ориентированный язык Visual Basic в операционной системе Windows и объектно-ориентированный языкGambas в операционной системе Linux. Использование языка OpenOffice.org Basic согласуется с ГИА и ЕГЭ, а объектно-ориентированные языкиVisual Basic и Gambas используют современную технологию программирования, хотя процедурное программирование входит в технологию объектно-ориентированного программирования.
9. Тема «Моделирование и формализация» рассматривает построение (в том числе компьютерных) моделей из различных предметных областей (физики, математики, химии и др.). Это делает ее метапредметной и служит катализатором процесса информатизации образования в целом.
10. Тема «Логика и логические основы компьютера» может быть изучена и раньше (чем в конце 9 класса), однако именно к этому времени учащиеся обладают достаточным логическим мышлением и фактическими знаниями.
11. Тема «Информационное общество и информационная безопасность» заканчивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе и базируется на знаниях, полученных учащимися ранее.
1. Информация и информационные процессы – 9 часов
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы к теме 1. Информация и информационные процессы
Установить: · электронный калькулятор NumLock Calculator; · клавиатурный тренажер Клавиатурный тренажер. |
http://hotdownloads.ru/numlock_ calculator
http://www.stelife.com/keybtren.htm
|
Установить: · электронный калькулятор KCalc;
· клавиатурный тренажер KTouch. |
http://altlinux.ru/?id=335 |
Практическая работа. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Практическая работа. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.
Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практические работы к теме 2 «Компьютер как универсальное средство обработки информации»
Установить: · файловый менеджер Total Commander.
Использовать встроенную утилиту форматирования. |
http://wincmd.ru/
Windows OS |
Установить: · файловый менеджер Krusader; · утилиту форматирования дискет KFloppy. |
http://altlinux.ru/?id=335 |
Практическая работа. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
Практическая работа. Форматирование дискеты.
Практическая работа. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
3. Кодирование и обработка текстовой и графической информации – 22 часа
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.
Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практические работы к теме 3 «Кодирование и обработка текстовой и графической информации»
Установить: · клавиатурный тренажер Клавиатурный тренажер;
· текстовый редактор OpenOffice.org Writer;
· англо-русский словарь SV-Translator;
· систему оптического распознавания документов CuneiForm;
· текстовый редактор Microsoft Word.
· векторный графический редактор OpenOffice.org Draw;
· растровый графический редактор GIMP;
· программу разработки презентаций OpenOffice.org Impress; · редактор Flash-анимации Adobe Flash;
· программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint. |
http://www.stelife.com/keybtren.htm
http://ru.openoffice.org/
http://www.banksofta.ru/programma_sv_ translator_1_0.htm
http://cognitiveforms.ru/products/cuneiform/
http://www.shkolaedu.ru/products/43
http://ru.openoffice.org
http://www.gimp.ru/
http://ru.openoffice.org
http://shkola.softline.ru/catalog/11
http://www.shkolaedu.ru/products/43
|
Установить: · клавиатурный тренажер Ktouch; · текстовый редактор OpenOffice.org Writer; · редактор формул OpenOffice.org Math; · систему оптического распознавания документов CuneiForm. · векторный графический редактор OpenOffice.org Draw; · растровый графический редактор GIMP; · программу разработки презентаций OpenOffice.org Impress. |
|
Практическая работа. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
Практическая работа. Вставка в документ формул.
Практическая работа. Форматирование символов и абзацев.
Практическая работа. Создание и форматирование списков.
Практическая работа. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Практическая работа. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
Практическая работа. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практическая работа. Кодирование текстовой информации.
Практическая работа. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа. Анимация.
Практическая работа. Кодирование графической информации.
4.Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 4 часа
Кодирование и обработка звуковой информации.
Цифровое фото и видео.
Практические работы к теме 4. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео
Установить: · векторный графический редактор OpenOffice.org Draw;
· звуковой редактор Audacity.
|
http://ru.openoffice.org http://audacity.sourceforge.net
|
Установить: · векторный графический редактор OpenOffice.org Draw; · звуковой редактор Audacity; · систему захвата цифровых фото digiKam; · систему захвата и редактирование цифрового видео KINO. |
|
Практическая работа. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Практическая работа. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
5.Кодирование и обработка числовой информации – 7 часов
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. *Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы к теме 5. Кодирование и обработка числовой информации
Установить: · электронный калькулятор NumLock Calculator; · электронные таблицы OpenOffice.org Calc; · электронные таблицы Microsoft Excel. |
http://hotdownloads.ru/numlock_calculator
http://ru.openoffice.org/
http://www.shkolaedu.ru/products/43
|
Установить: · электронный калькулятор KCalc; · электронные таблицы OpenOffice.org Calc. |
Практическая работа. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Практическая работа. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Практическая работа. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Практическая работа. Построение диаграмм различных типов.
6.Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных – 3 часа
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы к теме 6. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Установить: · электронные таблицы OpenOffice Calc; · электронные таблицы Microsoft Excel. |
http://ru.openoffice.org
http://www.shkolaedu.ru/ products/43
|
Установить: · электронные таблицы OpenOffice Calc. |
|
Практическая работа. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
7.Коммуникационные технологии – 12 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы к теме 7 «Коммуникационные технологии»
Установить:
· браузер SeaMonkey;
· менеджер загрузки файлов FlashGet.
· программу NeoTrace Pro визуальной трассировки прохождения данных через серверы Интернета;
Использовать встроенные в операционную систему: · браузер Internet Explorer. · простейший текстовый редактор Блокнот. |
http://mozilla-russia.org/products/seamonkey
http://www.flashget.com
http://tirex.hoha.ru/neo.html
Windows OS
|
Установить: · браузер SeaMonkey;
· простейший текстовый редактор Блокнот.
Использовать репозитории (хранилища пакетов) для установки программ. |
|
Практическая работа. Путешествие по Всемирной паутине.
Практическая работа. Работа с электронной Web-почтой.
Практическая работа. Загрузка файлов из Интернета.
Практическая работа. Регистрация и общение в социальной сети Facebook.
Практическая работа. Поиск информации в Интернете.
Практическая работа. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети.
Практическая работа. «География» Интернета.
Практическая работа. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.
8.Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 16 часов
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Практические задания к теме 8. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
Установить: · систему процедурного программирования Basic, входящую в OpenOffice.org; · систему объектно-ориентированного программирования Visual Basic. |
http://ru.openoffice.org/
http://www.microsoft.com/visualstudio/ru-ru/products/2010-editions/express
|
Установить: · систему процедурного программирования Basic, входящую в OpenOffice.org; · систему объектно-ориентированного программирования Gambas. |
Практическая работа. Знакомство с системами алгоритмического и объектно-ориентированного программирования.
Практическая работа. Проект «Переменные».
Практическая работа. Проект «Калькулятор».
Практическая работа. Проект «Строковый калькулятор».
Практическая работа. Проект «Даты и время».
Практическая работа. Проект «Сравнение кодов символов».
Практическая работа. Проект «Отметка».
Практическая работа. Проект «Коды символов».
Практическая работа. Проект «Слово-перевертыш».
Практическая работа. Проект «Графический редактор».
Практическая работа. Проект «Системы координат».
Практическая работа. Проект «Анимация».
9.Моделирование и формализация – 11 часов
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практические задания к теме 9. Моделирование и формализация
Установить: · систему объектно-ориентированного программирования Visual Basic · электронные таблицы OpenOffice Calc;
· систему компьютерного черчения Компас;
· электронные таблицы Microsoft Excel. |
http://www.microsoft.com/visualstudio/ru-ru/products/2010-editions/express
http://ru.openoffice.org/
http://shkola.softline.ru/catalog/37
http://www.shkolaedu.ru/products/70
|
Установить: · электронные таблицы OpenOffice Calc. |
|
Практическая работа. Проект «Бросание мячика в площадку».
Практическая работа. Проект «Графическое решение уравнения».
Практическая работа. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.