Тема: Анализ учебников по информатике
Цель: Сравнить уровень и содержание образования по информатике с 1985 года по настоящее время; выявить тенденции развития учебников по информатике.
Ход работы: Схема анализа учебника по теме «Обработка графической информации».
1. Автор, название, год издания.
Л.Л. Босова; А.Ю.Босова «Информатика» 2013 год 7 класс.
2. Структура учебника и нумерация.
Есть большие главы, в каждой главе есть параграфы, параграфы разбиты на пункты.
3. Содержание отдельных пунктов учебника:
а) соответствие по содержанию и объему учебного материала Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике;
объем изложенного в учебнике Босовой соответствует ГОС стандарту.
текст понятен и легок для запоминания.
б) ставятся ли автором вопросы для самоконтроля;
в учебнике Босовой после каждого пункта параграфа имеются ряд вопросов для самоконтроля учащихся и выборочно присутствуют практические задания.
4. Анализ задач и упражнений учебника:
а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;
Задач и упражнений достаточно для закрепления материала.
б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;
задания расположены с нарастанием трудности.
в) соответствует ли содержание задач целям воспитания учащихся;
да соответствуют: раскрытию творческих возможностей, умственное и эмоциональное развитие личности.
г) имеются ли задачи для устных вычислений, а также задачи повышенной сложности? Приведите примеры задач, развивающих математическое мышление или конструктивные способности учащихся.
Моя тема не предназначена для устных вычислений, так как работа заключается в освоении Графических редакторов. Но присутствуют задачи разных сложностей.
д) имеются ли задачи с занимательным и историческим содержанием?
По данной теме таковых заданий не имеется.
5. Доступным ли языком излагается содержание учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.
Здесь расписывается Компьютерная графика, её предназначение, и способы применения. Все определения, нужные для запоминания, выделяются жирным курсивом.
6. Как иллюстрирован учебник (чертежи, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения?
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются. На все иллюстрации должна быть информация в тексте. Иллюстрации обозначают словом-Рис.1 и нумеруются арабскими цифрами. Номер и наименование помещаются ниже иллюстрации.
В этом учебнике эти требования соблюдены, действительно, там, где нужно схематическое обоснование, иллюстрируется таблицы или схема.
7. Включен ли учебник в список рекомендованных учебников МО (и в каком качестве)?
Да, включен, в качестве основного учебника.
8. Есть ли материал для внеклассной работы?
Да есть, задание которые дети могут сделать дома.
9. Реализованы ли в учебнике межпредметные связи курса информатики?
В учебнике реализованы межпредметные связи с математикой и историей.
10. Каковы методические отличия учебника от учебников других авторов?
В Учебнике Босова школьный материал изложен логично, в полном объеме. Задание после темы четко и понятно выражены.
11. Какие программно-педагогические средства и программное обеспечение (системное, инструментальное и прикладное) необходимо для реализации данного курса информатики?
Для работы с этим учебником необходимы ПК на ОС Windows; интерактивная доска, если учитель объясняет тему и рабочие тетради учеников.
12. Ваше мнение об учебнике.
Мне понравился этот учебник. Материал изложен интересно: в начале каждой темы присутствует историческая справка, в каждом подпункте имеются занимательные задачи для более успешного усвоения материала, в конце подпунктов имеются ряд задач уже для закрепления материала. Так же в конце каждого параграфа имеются итоговые тесты по пройденной теме и задания для практических работ.
Данный учебник можно выделить из всех, как самый удачный: по доступности понимания изложенного материала, по логике изложения. Очень помогает в проведении уроков наличие рабочей тетради, с помощью которой можно закреплять полученные знания, не затрачивая времени на запись условий и т.п.