ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Сама проблема организации домашней работы весьма актуальна. Необходимость домашней работы обусловлена не столько решением чисто дидактических задач, сколько задачами формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся.
Основное отличие домашней работы от классной заключается в том, что она проходит по указаниям преподавателя, но без его непосредственного участия. Учащийся сам определяет темп и время выполнения работы.
Домашнее задание – это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях.
Домашнее задание может быть:
1) средством целесообразной и полезной организации внеучебного времени учащихся;
2) способом приучения детей к систематической самостоятельной интеллектуальной работе;
3) тренингом, способствующим лучшему и прочному запоминанию изучаемого материала;
4) методом воспитания нравственных качеств – трудолюбия, ответственности, чувства долга и пр.;
5) средством обратной связи школы, учителя и родителей ученика и в известной степени воспитания родителей;
6) дополнительным временем к уроку для прохождения и освоения его материала учеником.
Большинство учителей задают домашнее задание в конце урока, но возможны и другие варианты: в начале, в середине и ходе урока.
В связи со спецификой предмета (работа с компьютером) домашнее задание по информатике следует задавать с учетом наличия компьютера у учащихся. Целесообразнее всего задавать такие задания, которые не требуют применения технических средств. Выполнение домашней работы происходит без непосредственного участия учителя, поэтому для ее успешности необходимы определенные условия, одним из них является доступность домашней работы.
Кандидат педагогических наук С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:
- для задавания на дом необходимо отводить специальное время;
- давать задание следует при полном внимании всего класса;
- домашнее задание должно быть понятно всем без исключения;
- учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать.
А.А. Гин предлагает целый ряд приемов подачи домашнего задания:
Задание массивом. Например, учитель задает N задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема заданий.
Особое задание. Хорошо подготовленные школьники могут выполнить более сложное задание.
Творчество работает на будущее. Учащиеся получают и выполняют творческое задание по разработке дидактических материалов, которые могут использоваться учителем в будущем.
Необычная обычность. Учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.
Идеальное задание. Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору.
Домашнее задание следует дозировать по времени, не допуская перегрузки учащихся, оно должно быть хорошо объяснено и не требовать помощи взрослых.
Большинство слабоуспевающих и даже среднеуспевающих учащихся недобросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Одной из причин такого положения является недифференцированность домашних заданий (чаще всего оно общее для всех учащихся класса). Поэтому часто возникает такая ситуация, когда ученику легче переписать домашнюю работу у более сильного учащегося, причем часто это делается наспех, ученик не вникает в суть задания и способ его выполнения.
Необходим дифференцированный подход. Его следует применять на всех этапах обучения не только на уроке, но и при выполнении домашних заданий.
Например, при объяснении темы «Алгоритмизация и программирование» можно использовать двухуровневое домашнее задание.
Первый (базовый) уровень. Обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам:
Составьте алгоритм решения задачи:
· Дано три числа a,b,c. Найти их сумму и среднее арифметическое.
· Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.
Второй (повышенный) уровень. Его задания выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Составьте алгоритм решения задачи:
· Дано три числа a,b,c. Найти сумму и частное двух больших из них.
· По координатам вершин треугольника найти его периметр и площадь.
Дифференцированное домашнее задание особенно важно использовать на этапе закрепления изученного материала. Предлагая дифференцированные домашние задания, следует учитывать:
· способность ребенка к учебной деятельности;
· умение ребенка выражать свои мысли;
· познавательную активность ребенка;
· организованность ребенка в работе.
Дифференцированные домашние задания должны раскрыть перед обучающимися преимущества коллективной деятельности.
Большое внимание на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. Если проверка домашнего задания производится постоянно, то учащиеся более ответственно подходят к его выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке домашнего задания.
Наиболее традиционными способами проверки домашнего задания являются: устный опрос, письменный опрос, работа с карточками-заданиями. На уроках информатики появляется возможность проверить домашнее задание с помощью компьютерного тестирования.
Формы контроля домашнего задания могут быть различными:
1) контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;
2) контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
3) внеурочная проверка учителем тетрадей; непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
4) взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
5) самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с воспроизведением с помощью мультимедийного проектора правильным вариантом;
6) контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами;
7) контроль с использованием новых информационных технологий (компьютерные тесты).
Стоит отметить, что проверка домашнего задания обязательно должна сопровождаться оценкой. В случае если ученик получает неудовлетворительную оценку, то ее можно не ставить, а предложить школьнику переделать работу, исправив допущенные ошибки, или дать новое домашнее задание, подобное первому.
Важной педагогической задачей является выбор оптимального объема домашнего задания. Исследованиями установлены нормативы нагрузки домашних заданий.
Если задание является интересным, то время, потраченное на его подготовку, не играет особой роли для школьника. Но, несмотря на это, перед учителем остро стоит проблема ограничения объема домашнего задания, так как перегрузки учащихся не только имеют негативные педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью ребенка.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно выявить ряд требований, предъявляемых к домашним заданиям:
· Систематичность. Необходимо систематически задавать домашнее задание, т.к. задания, которые задаются от случая к случаю, часто не выполняются учащимися.
· Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.
· Посильность домашнего задания. Задания, которые ученик получает на дом, должны быть легче или равны по сложности заданиям, которые решаются в классе.
· Дифференциация домашнего задания.
· Правильность объема домашнего задания.
· Взаимосвязь классной и домашней работы.
Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания развивают у учащихся познавательный интерес и умение работать самостоятельно.