Задание 1. Создание новой базы данных в MS Access 2007
1. На странице Приступая к работе с Microsoft Office Access щелкните мышью пиктограмму Новая база данных. Справа появится панель (рис. 1).
2. Сохранение и ввод имени. Выберите свою папку для размещения в ней Базы данных. Программа Access хранит всю информацию о БД в одном файле с расширением accdb (что означает БД Access). Задайте имя базе данных по следующему принципу – Ваша фамилия-класс-Успеваемость.
Названия файлов программы Access, могут включать комбинацию букв, пробелов, цифр, скобок, дефисов (-) и знаков подчеркивания (_). Как правило, лучше избегать применения других специальных символов, некоторые из них недопустимы.
Рис. 1- Панель Новая БД
3. Щелкните мышью кнопку Создать в правом нижнем углу окна Access. Программа создаст файл вашей БД и затем выведет на экран лист данных, на котором вы сможете создать свою первую таблицу БД.
Как только вы создаете или открываете БД, окно Access меняется. В верхней части экрана появляется выразительная панель инструментов (лента), а слева - область переходов (navigation pane). В данный момент вы находитесь в центре управления, здесь вы будете выполнять все задачи, связанные с вашей БД.
Задание 2. Задание на разработку СУБД
Реализовать с применением пакета MS Access и использованием инструкции информационную систему с базой данных, содержащую три таблицы:
1. Таблица «Кадры», содержит 7 полей, наименование полей и их тип:
КодШкольника – Счетчик; Фамилия, Имя, Отчество,
Гражданство – Текстовые;
ДатаРождения – Дата/время;
НомУчГруппы – Текстовый.
2. Таблица «Учебный план», содержит 4 поля, наименование полей и их тип:
КодДисциплины – Счетчик;
Наименование,
Преподаватель – Текстовые;
КолЧасов – Числовой.
3. Таблица «Электронный журнал», содержит 6 полей, наименование полей и их тип:
Код – Счетчик;
Дата – Дата/время;
Школьник – смешанный тип данных (содержит поля Кодшкольника и Фамилия из таблицы Кадры, создается с помощью Мастера подстановок);
Дисциплина – смешанный тип данных (содержит поля КодДисциплин, Наименование из таблицы Учебный план, создается с помощью Мастера подстановок);
ВидЗанятия – Текстовый;
Оценка – Числовой.
2.1. Разработка базовых таблиц.
В окне программы откройте созданную вами базу данных в Access. Щелкните по вкладке Создание. Щелкните кнопку Конструктор таблиц, чтобы запустить создание новой таблицы в режиме Конструктора. На экране появится пустая форма Конструктора таблиц (см. рис. 2).
Рис. 2 Окно конструктора таблиц
Необходимо создать в таблице поля с атрибутом Имя поля: КодШкольника, Фамилия, Имя, Отчество, ДатаРождения, НомУчГруппы, Гражданство.
Установите для каждого поля следующий Тип данных: для поля КодШкольника – Счетчик; для полей Фамилия, Имя, Отчество, Гражданство – Текстовый; для поля ДатаРождения – Дата/время; НомУчГруппы – Текстовый. Установить поле КодШкольника – ключевым, для чего поставить во вкладке конструктор на панели инструментов нажать кн. Ключевое поле.
На панели быстрого пуска нажмите кнопку Сохранить, в поле Имя таблицы: окна Сохранение ввести – Кадры, нажать кнопку ОК. Закрыть таблицу.
Используя режим – Конструктор, создайте вторую таблицу под именем – Учебный план. В таблицу введите следующие поля с атрибутом Имя поля: КодДисциплин, Наименование, Преподаватель, КолЧасов. Тип данных установить: для поля КодДисциплин – Счетчик (сделать его ключевым); Наименование, Преподаватель – Текстовый; КолЧасов – Числовой.
2.2. Настройка свойств полей.
Вторым этапом создания таблиц баз данных является настройка свойств полей.
Откройте таблицу Кадры в режиме Конструктор. Установите курсор на поле КодШкольника, на вкладке Общие (Свойства поля) установить свойство Подпись – № п/п. Для полей Фамилия, Имя и Отчество установить свойства: Размер поля – 255; Обязательное поле – Да; Индексированное поле – Да (Допускаются совпадения). Для поля ДатаРождения установите свойства: Формат поля –Краткий формат даты (19.06.2007); Маска ввода – подтвердите сохранение таблицы, нажмите кнопку Да, в окне Создание масок ввода выберите Краткий формат даты (27.09.1969), нажмите кнопкуДалее, в следующем окне снова необходимо нажать кн. Далее, затем - Готово. Нажать кнопку Сохранить, закрыть таблицу Кадры. Откройте для редактирования таблицу Учебный план. Установите свойства полей: поле КодДисциплин – свойство Подпись – № п/п; поле Наименование – Размер поля – 255, Подпись – Дисциплина, Обязательное поле – Да, Индексированное поле – Да (Совпадения не допускаются); поле Преподаватель – Обязательное поле – Да, Индексированное поле – Да; поле КолЧасов – Подпись – Часы. Сохранить и закрыть таблицу.
Откройте таблицу Кадры в режиме Конструктор. Для поля Гражданство, открыть список Тип данных и выбрать Мастер подстановок. В окне Создание подстановки выберите режим – Будет введен фиксированный набор значений, нажать кнопку Далее. В следующем окне в Столбец 1 последовательно в строки столбца введите гражданство: Российская_Федерация, Республика_Беларусь, Украина и т.д.Нажмите кнопку Далее, затем Готово. Сохраните и закройте таблицу Кадры.
Задание 3. Создание связей и заполнение таблиц
3.1. Создание и настройка сводной таблицы.
Используя режим конструктора нужно создать таблицу Электронный журнал, включить в ее состав необходимые поля и настроить их свойства в следующем порядке:
Имя поля – Код, Тип данных – Счетчик, Свойства: Подпись – № п/п. Сделать поле ключевым.
Имя поля – Дата, Тип данных – Дата/время, Свойства: Формат поля – Краткий формат даты; Маска ввода – 00.00.0000;0;_ ; Значение по умолчанию – запустить мастер Функции, в окнеПостроитель выражений открыть папку Функции, затем Встроенные функции, выбрать тип функции Дата/время, затем функцию – Date, нажать кн. Вставить, затем ОК, в поле свойства “Значение по умолчанию” появится – Date() (эта функция генерирует токующую дату); Обязательное поле – Да, Индексированное поле – Да.
Имя поля – Студент, Тип данных – выбрать Мастер подстановок, в окне Создание подстановки установить – столбец подстановки использует значения из таблицы или запроса, нажать кн.Далее>, выбрать таблицу Кадры, нажать кн. Далее>, из поля Доступные поля: в поле Выбранные поля: используя кн. переместить поля КодСтудента, Фамилия, нажать кн. Далее>, убедится что в следующем окне установлен переключатель Скрыть ключевой столбец, нажать кн. Далее>, затем Готово, выполнить рекомендации по сохранению таблицы.
Имя поля – Дисциплина, Тип данных – выбрать Мастер подстановок аналогично предыдущему полю связать с таблицей Учебный план (поля КодДисциплин, Наименование).
Имя поля – ВидЗанятия, Тип данных – выбрать Мастер подстановок используя режим – фиксированный набор значений ввести следующие виды занятий: Лекция, Лаб_Зан, Практ_Зан, Семинар.Свойства: Подпись – Вид занятия; Значение по умолчанию – Практ_Зан.
Имя поля – Оценка, Тип данных – выбрать Мастер подстановок используя режим – фиксированный набор значений ввести следующие виды оценок: 5, 4, 3, 2, установить Тип данных – Числовой.
В свойствах полей Школьник (КодШкольника), Дисциплина (КодДисциплин), Оценка убрать 0 из Значение по умолчанию, Обязательное поле – Да, Индексированное поле – Да.
После произведенных изменений сохраните таблицу.
3.2. Редактирование схемы данных.
Закрыть все таблицы. На ленте откройте вкладку Работа с базами данных. В группе Показать или скрыть щелкните кнопку Схема данных. В окне Схема данных должны располагаться таблицы со связями (соединениями одноименных полей в связанных таблицах).
Выполнить коррекцию связей, для чего, установить указатель мыши на линию связи и дважды щелкнуть левой клавишей мыши (ЛКМ). В окне Связи (см.рис. 3.) установить переключатели: Обеспечение целостности данных; каскадное обновление связанных полей; каскадное удаление связанных записей, нажать ОК. Аналогично настроить вторую связь. Убедится, что тип отношений между базовыми таблицами и таблицей данных Один ко многим. Сохраните и закройте схему данных.
3.3. Ввод данных в режиме таблицы.
Поочередно откройте таблицы в Режиме таблицы и заполните информацию в базовых таблицах Кадры (не менее 10 записей с разными датами фамилиями и т.п., можно произвольно) и Учебный план (не менее 5 записей). Затем заполните таблицу Электронный журнал (не менее 10 записей). Сохраните результаты работы.
Задание 4. Создание запроса в реляционной базе данных " Кадры "
1. На диалоговой панели Новый запрос выбрать опцию Конструктор и щелкнуть по кнопке ОК.
2. В таблице "Кадры" для поля "КодШкольника" ввести условие "К1", в таблице "Учебный план" для поля "Наименование, Преподаватель" установить вывод на экран, в таблице "Электронный журнал для поля "Оценка" ввести условие < 2.
3. На вкладке Запросы щелкнуть по кнопке Открыть. Появится результат выполнения запроса.