Примерное распределение часов изучения курса «Информатика и ИКТ»
в 7классе
Разделы стандарта
|
Главы, параграфы и пункты учебника |
Практические работы |
Кол-во часов |
Информационные процессы. Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. |
Глава 1. Информация и информационные процессы 1.1. Информация в природе, обществе и технике 1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе 1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе 1.1.3. Человек: информация и информационные процессы 1.1.4. Информация и информационные процессы в технике 1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем 1.2.1. Знаки: форма и значение 1.2.2. Знаковые системы 1.2.3. Кодирование информации 1.3. Количество информации 1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания 1.3.2. Определение количества информации 1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации |
Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера |
9 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании. Основные устройства ИКТ Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов |
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации 2.1. Программная обработка данных на компьютере 2.2. Устройство компьютера 2.2.1. Процессор и системная плата 2.2.2. Устройства ввода информации 2.2.3. Устройства вывода информации 2.2.4. Оперативная память 2.2.5. Долговременная память 2.3. Файлы и файловая система 2.3.1. Файл 2.3.2. Файловая система 2.3.3. Работа с файлами и дисками 2.4. Программное обеспечение компьютера 2.4.1. Операционная система 2.4.2. Прикладное программное обеспечение 2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений 2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса 2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы 2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации 2.8.1. Правовая охрана информации 2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы 2.8.3. Защита информации |
Практическая работа 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способности мыши Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение |
7 |
Организация информационной среды Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Поиск информации Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. |
Глава 3. Коммуникационные технологии 3.1. Передача информации 3.2. Локальные компьютерные сети 3.3. Глобальная компьютерная сеть Интернет 3.3.1. Состав Интернета 3.3.2. Адресация в Интернете 3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям 3.4. Информационные ресурсы Интернета 3.4.1. Всемирная паутина 3.4.2. Электронная почта 3.4.3. Файловые архивы 3.4.4. Общение в Интернете 3.4.5. Мобильный Интернет 3.4.6. Звук и видео в Интернете 3.5. Поиск информации в Интернете 3.6. Электронная коммерция в Интернете 3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML 3.7.1. Web-страницы и Web-сайты 3.7.2. Структура Web-страницы 3.7.3. Форматирование текста на Web-странице 3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы 3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах 3.7.6. Списки на Web-страницах 3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах |
Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету Практическая работа 3.3. «География» Интернета Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML |
16 |
Повторение |
|
|
3 |
Всего |
|
|
35 |
Тематическое планирование по информатике и ИКТ
в 8 классе Угринович Н. Д.
№ |
Тема урока, практическое занятие |
Глава, параграф, страницы |
Тип урока |
практика |
Дата проведения уроков |
Глава 1. Информация и информационные процессы ( 7 часов)
|
|||||
1. |
Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе. |
§ 1.1.1. – 1.1.2. Стр. 8-12 |
Урок ознакомл. с нов. материалом |
|
|
2. |
Информация в обществе и технике. |
§ 1.1.3 – 1.1.4 Стр. 12-17 |
Комбинированный урок |
|
|
3. |
Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». |
Стр. 126. |
Урок применения знаний и умений |
Компьютерный практикум |
|
4. |
Кодирование информации с помощью знаковых систем. |
§ 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3. Стр. 18-25 |
Урок ознакомл. с нов. материалом |
|
|
5. |
Количество информации. Определение количества информации. Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации» |
§ 1.3.1, 1.3.2. Стр. 26-30
|
Урок ознакомл. с нов. материалом |
Компьютерный практикум |
|
6. |
Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме «Количество информации». |
§ 1.3.3. Стр. 30-32
|
Комбинированный урок |
|
|
7. |
Контрольная работа № 1. «Количество информации».
|
|
Контроль знаний и умений |
|
|
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (9 часов).
|
|||||
8. |
Устройство компьютера.
|
§ 2.1 Стр.33-49. |
Урок ознакомл. с нов. матер-м |
Компьютерный практикум |
|
9. |
Процессор, память. Практическая работа № 2.2. «Форматирование дискеты». |
§ 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5 Стр. 36-37, 45-49 Стр. 133 |
Урок ознакомл. с нов. матер-м |
Компьютерный практикум |
|
10. |
Устройства ввода и вывода. Практическая работа № 2.3. Определение разрешающей способности мыши». |
§ 2.2.2, 2.2.3 Стр. 37-45 Стр. 134 |
Урок ознакомл. с нов. матер-м |
Компьютерный практикум |
|
11. |
Файлы и файловая система.
|
§ 2.3.1, 2.3.2 Стр. 50-57 |
Урок ознакомл. с нов. матер-м |
|
|
12. |
Работа с файлами и дисками.
Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». |
§ 2.3.3 Стр. 57-58 Стр. 130 |
Комбинированный урок |
Компьютерный практикум |
|
13. |
Программное обеспечение компьютера. Правовая охрана программ и данных. |
§ 2.4 Стр. 58-62 § 2.8.1, 2.8.2 Стр. 72-75 |
Комбинированный урок |
|
|
14. |
Графический интерфейс операционных систем Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени». |
§ 2.5-2.6 Стр. 63-69 Стр. 137 |
Комбинированный урок |
Компьютерный практикум |
|
15. |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации. Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов». |
§ 2.7 Стр. 69-72 § 2.8.3 Стр.76-78 Стр. 140 |
Комбинированный урок |
Компьютерный практикум |
|
16. |
Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». |
§ 2.8. Стр. 72-78 |
Контроль знаний и умений |
|
|
Глава 3. Коммуникационные технологии (19 часов)
|
|||||
17. |
Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации. |
§ 3.1. Стр. 80-81 |
Решение задач |
|
|
18. |
Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. |
§ 3.2 Стр. 81-84 Стр. 143 |
Урок ознакомл. с нов. матер-м |
Компьютерный практикум |
|
19. |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету». Практическая работа № 3.3. «География» WWW |
§ 3.3 Стр. 84-94 Стр. 144 Стр. 149 |
Комбинированный урок |
Компьютерный практикум |
|
20. |
Всемирная паутина. Электронная почта. Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине». Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой». |
§ 3.4 Стр. 94-100 Стр. 151 Стр. 155 |
Комбинированный урок |
Компьютерный практикум |
|
21. |
Файловые архивы. Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета». |
§ 3.4 Стр. 100-102 Стр. 158 |
Комбинированный урок |
Компьютерный практикум |
|
22. |
Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. |
§ 3.4 Стр. 102-106 |
Комбинированный урок |
|
|
23. |
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете». |
§ 3.5 Стр. 107–110 Стр. 161 |
Комбинированный урок |
Компьютерный практикум |
|
24. |
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. |
§ 3.7 Стр. 113 -117 |
Урок ознакомл. с нов. матер-м |
|
|
25. |
Форматирование текста на Web-странице. |
§ 3.7.3 Стр.115-116 |
Урок ознакомл. с нов. матер-м |
|
|
26. |
Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. |
§ 3.7.4, 3.7.5 Стр. 117-119 |
Урок ознакомл. с нов. матер-м |
|
|
27. |
Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. |
§ 3.7.6, 3.7.7 Стр. 119-123 |
Комбинированный урок |
|
|
28. |
Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
Стр. 165 |
Урок применения знаний и умений |
Компьютерный практикум |
|
29. |
Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
Стр. 165 |
Урок применения знаний и умений |
Компьютерный практикум |
|
30. |
Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
Стр. 165 |
Урок применения знаний и умений |
Компьютерный практикум |
|
31. |
Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
Стр. 165 |
Комбинированный урок |
Компьютерный практикум |
|
32. |
Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии». |
|
Контроль знаний и умений |
|
|
33. |
Повторение по теме «Информация и информационные процессы» |
Глава 1 |
Комбинированный урок |
|
|
34. |
Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» |
Глава 2 |
Комбинированный урок |
|
|
35. |
Повторение по теме «Коммуникационные технологии» |
Глава 3 |
Комбинированный урок |
|
|
Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса
Автор Угринович Н.Д.
Разделы стандарта
|
Главы, параграфы и пункты учебника |
Практические работы |
Кол-во часов (9 класс) |
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): - запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); - текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); - музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов |
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации 1.1. Кодирование графической информации 1.1.1. Пространственная дискретизация 1.1.2. Растровые изображения на экране монитора 1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB 1.2. Растровая и векторная графика 1.2.1. Растровая графика 1.2.2. Векторная графика 1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов 1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах 1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов 1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах 1.3.4. Редактирование изображений и рисунков 1.4. Растровая и векторная анимация 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации 1.6. Цифровое фото и видео |
Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе Практическая работа 1.4. Анимация Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа |
15 |
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат) |
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации 2.1. Кодирование текстовой информации 2.2. Создание документов в текстовых редакторах 2.3. Ввод и редактирование документа 2.4. Сохранение и печать документов 2.5. Форматирование документа 2.5.1. Форматирование символов 2.5.2. Форматирование абзацев 2.5.3. Нумерованные и маркированные списки 2.6. Таблицы 2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов 2.8. Системы оптического распознавания документов |
Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа |
9 |
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных |
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации 3.1. Кодирование числовой информации 3.1.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления 3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления 3.1.3. *Двоичное кодирование чисел в компьютере 3.2. Электронные таблицы 3.2.1. Основные параметры электронных таблиц 3.2.2. Основные типы и форматы данных 3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 3.2.4. Встроенные функции 3.3. Построение диаграмм и графиков 3.4. Базы данных в электронных таблицах 3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы 3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
10 |
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Представление информации. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Управление, обратная связь |
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 4.1. Алгоритм и его формальное исполнение 4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители 4.1.2. Блок-схемы алгоритмов. 4.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером 4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке 4.2.1. Линейный алгоритм 4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление» 4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор» 4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл» 4.3. Переменные: тип, имя, значение 4.4. Арифметические, строковые и логические выражения 4.5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования 4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования 4.7. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 Глава 5. Моделирование и формализация 5.1. Окружающий мир как иерархическая система 5.2. Моделирование, формализация, визуализация 5.2.1. Моделирование как метод познания 5.2.2. Материальные и информационные модели 5.2.3. Формализация и визуализация моделей 5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 5.4. Построение и исследование физических моделей 5.5. Приближенное решение уравнений 5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ 5.7. Информационные модели управления объектами |
Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор» Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время» Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов» Практическая работа 4.7. Проект «Отметка» Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов» Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш» *Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор» *Практическая работа 4.11. Проект «Системы координат» *Практическая работа 4.12. Проект «Анимация» *Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения» Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений» Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления» |
30 |
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право |
Глава 6. Информатизация общества 6.1. Информационное общество 6.2. Информационная культура 6.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
|
3 |
Повторение |
|
|
3 |
Всего |
|
|
70 |
Итого (8 и 9 классы) |
|
|
105 |